Присоединяйся

Регистрация

СТАТЬИ


01 октября 2008

Охраняется ли авторским правом творчество ди-джеев?

Это очень спорный вопрос. Ведь с одной стороны создаваемое произведение является уникальным и это проявление творчества. Но в то же время, в своем произведении ди-джей использует результаты чужой творческой деятельности, авторские права на эти результаты принадлежат другим особам.

Ведь произведение создано другим человеком, хотя и исполняется с элементами новизны и становится самостоятельным уникальным произведением. Согласно Закону, творчество (диджейский сет) ди-джеев относится не к авторскому праву, а к смежным правам. И это вполне резонно. Ди-джеи являются не авторами произведения, а исполнителями. Ведь ди-джеи в своем творчестве используют объекты защищенных авторскими и смежными правами других авторов. К используемым ди-джеями объектам авторского права относятся тексты, музыка. А к объектам смежных прав относятся исполнения (например DJ микс) и фонограммы (например использование в диджейском сете аккапел и семплов). Имеет значение, какие объекты (авторских или смежных прав) использует ди-джей в своем творчестве, т. к. срок действия авторского права значительно превышает срок действия смежных прав.

Основным объектом, который использует ди-джей, является музыкальное произведение. В творчестве (при создании ремикса)  ди-джея важнейшим элементом является ритм, а такие элементы как мелодия и композиция имеют меньшее значение. Тексты, используемые ди-джеями, чаще всего являются частью используемого произведения. Хотя также часто используют тексты из фильмов. К производным произведениям в творчестве ди-джея относятся аранжировки, ремиксы и оркестровки.

В последнее время у ди-джеев стало популярным написание ремиксов на популярные мелодии. Такой вид творчества также может быть объектом смежных прав и охраняться законом, при условии, если не были нарушены права автора произведения, на которое был сделан ремикс. Результат своего творчества ди-джеи чаще всего представляют в виде фонограммы. Для создания фонограммы ди-джеи могут использовать как объекты защищенные авторским и смежными правами, так и объекты свободного использования (птичье пение, стук и другие звуки).

Для того чтобы произведение ди-джея было признано объектом авторского права, нужно подписать договора с авторами произведений, которые ди-джей собирается использовать в своем произведении.

Ди-джей, являясь субъектом смежных прав, обладает имущественными и неимущественными правами.

К неимущественным правам относятся:

  1. Требовать признания себя исполнителем произведения.
  2. Требовать, чтобы его имя или псевдоним указывались при каждом воспроизведении его произведения.
  3. Запретить изменение своего произведения.

К имущественным правам ди-джея относятся:

  1. Разрешение или запрет на использование его произведения другими особами.
  2. Определять каким тиражом будет распространяться его произведение.

Ди-джей может передавать часть своих имущественных прав другим лицам, при составлении договора про передачу смежных прав.



7 комментариев
Зарегистрируйтесь Или войдите на сайт чтобы оставить комментарий

  • Камиль ЕГЕЛЕВ 01 октября 2008, 19:38 # 0 +

    Что за бред? Не путайте тут народ! Если некомпетенты по вопросам авторского права, советую тщательнее изучить 4-ую часть ГК РФ, и вникнуть по-глубже, что же является продуктом творческой деятельности диджея!

    Тут редакторы совсем что ли не проверяют достоверность написаных статей?

    ответить
    • Модератор 01 октября 2008, 20:52 # 0 +

      по моему все верно относится, если диджей (музыкант) написал с нуля трек, это авторское право, если он играет микс, то должен (он или клуб) отчислить авторские за треки, которые он играет в клубе. это практикуется в клубах европы.

      ответить
      • Камиль ЕГЕЛЕВ 01 октября 2008, 21:07 # 0 +

        Да, правильно говоришь. Только в статье никакого разграничения автор не делает: где он говорит о треках, где о ремиксах, где о дж-сэтах - всё в кучу и ни о чём. Особенно по поводу смежных прав - сам автор статьи кажется не понимает о чём пишет. Статья-то для кого написана? Если б я не разбирался в вопросах диджеинга, продюсирования и авторского права, я бы принял этот бред за чистую монету. Нельзя так людей путать.

        ответить
        • Модератор 01 октября 2008, 21:21 # 0 +

          в чем конкретно путанница?

          ответить
          • Камиль ЕГЕЛЕВ 01 октября 2008, 21:47 # 0 +

            Хаха)) Уже ни в чём - отредактировали первоначальный текст статьи. Щас только заметил)) Теперь всё понятнее. Слава Богу ))

            ответить
            • Модератор 01 октября 2008, 22:18 # 0 +

              видимо писал юрист, а он не в теме...

              ответить
              • Камиль ЕГЕЛЕВ 01 октября 2008, 22:21 # 0 +

                Да, скорее всего. Ну и к тому же похоже, что писал именно теоретик. На практике, мы ж знаем, что всё несколько иначе.

                ответить
Обзоры оборудования